?

Log in

No account? Create an account

Мониторинг архитектурных блогов

Только ссылки

Previous Entry Share Flag
Картина, которую никто не увидит. Прогулки по Коломне
moyka102 wrote in ru_archiblog
Оригинал взят у moyka102 в Картина, которую никто не увидит. Прогулки по Коломне
Среди любителей и знатоков от искусства бытует шуточная легенда, которой они любят делиться с теми, кого считают полными профанами в истории живописи. Суть истории в том, что, будто бы в одной из стен дома 135 на канале Грибоедова замурована знаменитая картина Репина «Приплыли». Именно этим и объясняется запущенность исторического памятника – большого доходного дома, где жил и работал Репин, – мол, никто не решается на капитальный ремонт, бояться повредить картину. Все это конечно не так, и правда в этой истории только та, что дом купца Григорьева долгих 13 лет была постоянным местом жительства и мастерской Репина.

Дом Репина_1


Иван Ефимович, который до того сменил множество адресов как в столице, так в русской провинции и за границей, вернулся в Петербург с женой и детьми в сентябре 1882 года. Для себя и семьи он снял квартиру на втором этаже дома, стоящего на излучине Екатерининского канала. В Петербурге он жил и прежде, сменив, с 1862 по 1876 годы, – шесть адресов. И все – на Васильевском острове. При этом город был ему не сказать, что по нраву. Северная столица у художника ассоциировалась с холодным, неуютным пространством: «Порхавшие сначала в виде белых мотыльков снежинки усилились, шел настоящий, сухой, зимний снег; быстро заметал он следы по горам от спусков срубленных дерев вниз; становилось холодно, грезился Петербург и еще что-то неприятное...»

Невский проспект-1887
И. Репин «Невский проспект», 1887

Но на этот раз Репин поселился в Коломне, и это все переменило! Удаленность от парадного центра, или особая живописность места повлияли на восприятие города, но как только устроились в новом жилище, Репин написал своему другу, В.Д. Поленову письмо, в котором заметил: «Да, брат, никогда еще Петербург мне так не нравился, как теперь!».
Через некоторое время  Репин добивается того, чтобы дом надстроили дополнительным этажом-мансардой, и переселяется со своим семейством в просторную семикомнaтную квартиру на четвертом этаже. Над квартирой оборудовали мастерскую, куда прямо из комнаты Ильи Ефимовича вела деревянная лестница.

В мастерской И.Е.Репина. Рисовальный вечер 1882
И. Репин «В мастерской И.Е.Репина. Рисовальный вечер», 1882

Без преувеличения можно сказать, что годы (с 1882 по 1895 гг.), проведенные в Коломне, стали периодом расцвета его таланта. Здесь он написал наиболее известные свои работы: «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и сын его Иван», «Арест пропагандиста», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Отказ от исповеди» и многие другие, в том числе – портрет человека, который мог случиться только в Петербурге – титулярного советника Аксентипа Ивановича Поприщина, героя повести Николая Васильевича  Гоголя «Записки сумасшедшего».

Repin_poprishchin-1882
И. Репин «Портрет титулярного советника Аксентипа Ивановича Поприщина», 1882

Дом 135 на канале Грибоедова был построен в 1880 году для крупного домовладельца К. И. Григорьева архитектором Павлом Петровичем Нарановичем. Недалеко (Старо-Петергофский проспект, 19) находится другое его здание с не менее любопытной историей и судьбой.

Старо-Петергофский пр-19

Всего же в Петербурге по чертежам Нарановича построено около десяти домов. До наших дней угловой пятиэтажный дом № 135, дошел со значительными изменениями. Одним своим фасадом он выходит на канал Грибоедова, бывший Екатерининский. Другим, меньшим – на площадь Репина (Калинкинскую). Его отделка строга, из украшений – только рустовка первого этажа, да скромная лепнина.

Дом Репина_2

В советское время в квартире Репина, впрочем, как практически во всех дореволюционнвх квартирах, была устроена обыкновенная коммуналка, со всеми вытекающими перегородками, неухоженностью и грязью. В 1989 году дом, официально признанный «Памятником истории Федерального значения» отреставрировали, но реставрация эта заключалась в том, что внутренние перекрытия разрушили, мансарду Репина сняли, а на ее месте надстроили новую. Поменяли крышу башни, которая, по меткому выражению одного из петербуржцев, стала похожа на «суповую кастрюлю».

Дом Репина_3

Почему именно Илье Ефимовичу приписывается авторство картины, которой никогда не существовало, остается загадкой. Есть, однако, предположение, что шутка родилась не в кругах увлекающихся живописью энтузиастов, а имеет лингвистическое происхождение. Придумал ее, скорее всего, кто-то из тех, кого в школе уж больно сильно впечатлило хрестоматийное произведение Репина «Не ждали» (написанная, кстати, а доме на Екатерининском канале). А между «не ждали» и «приплыли» - небольшая разница, если оба выражения произносить с иронической интонацией.

Репин_Не ждали_1884-1888
И. Репин «Не ждали», 1884-1888

А легенда о том, что «Приплыли» замурована на Коломне, – это и снобизм знатоков, и, быть может, память о том, что где-то рядом с квартирой Репина на Коломне жил ростовщик, ставший прототипом героя гоголевского «Портрета». А портрет тот, как известно, исчез бесследно.

Огромное спасибо за фото Андрею Кудряшову и др.